Жан Грейш Ответственность за будущие поколения: этический смысл трансмиссии

Йонас , принцип , ответственность , этика Ганс Йонас. Айрис-пресс, , с. С его историко-религиозными штудиями русский читатель впервые познакомился еще в году, когда в питерском издательстве"Лань" под заглавием"Гностицизм" вышел перевод"Гностической религии" - популярной английской версии первого крупного труда Йонаса"Гнозис и дух поздней античности" Однако подлинный масштаб творчества этого замечательного мыслителя русская публика сможет оценить только теперь, когда в издательстве"Айрис-пресс" опубликована по-русски его главная книга, принесшая автору всемирную славу и сделавшая его одним из авторитетнейших мыслителей послевоенной Европы. Труд, посвященный новым этическим проблемам эпохи бурного технического прогресса, Йонас вынашивал долго. Конечно, бывший ученик Хайдеггера не мог не размышлять о существе техники. Но дело не только в этом. Опасности, порожденные убеждением в моральной нейтральности техники, не были для него только отвлеченной теоретической проблемой. Йонас потерял мать в Освенциме, участвовал в двух войнах Второй мировой - в качестве солдата британской армии, арабо-израильской - в качестве добровольца армии Израиля , так что о разрушительной мощи технического разума знал не только из газетных статей.

Человек, жизнь и природа в философии Ганса Йонаса (180,00 руб.)

Некоторые рассуждения на эту тему встречаются в работе Ганса Йонаса [6]. В отличие от Левинаса Йонас рассматривает описанный нами моральный парадокс в исторической перспективе, представляя его как событие во времени, а не вневременную метафизическую категорию. Однако в последнее время масштаб прямых и косвенных последствий деятельности людей экспоненциально вырос, что не сопровождалось соответствующим развитием наших моральных качеств. Ныне совершаемые нами действия могут иметь столь глубокие и радикальные последствия для удаленных стран и последующих поколений, каких мы не в состоянии ни просчитать, ни даже вообразить.

Оба отклонения стали следствием развития науки, отрицающей любые пределы человеческих действий и склонной считать, что все, что может быть сделано, должно быть сделано: И поэтому, отмечает Йонас, в то время как новые возможности порождают потребность, причем сильную, в новой этике, они подрывают саму возможность ее удовлетворения, лишают этические соображения права вмешиваться, если это может хотя бы помешать бесконечному росту этих возможностей, не говоря уже о том, чтобы остановить его.

Роберт Нозик, Ханс Блюменгерг и Эм- мануэль ритории населенных пунктов и страх товскую эвристику и т.п. В то же ЙОНАС (Jonas) Ханс (р.

Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Действительно, становление мыслителя можно рассматривать как становление его идей в контексте собственной жизни и жизни своей страны. Йонас прожил долгую жизнь и в сложнейших перипетиях века сумел сохранить трезвость мышления и личное достоинство, оставив яркий след в мировой философии и теологии. Ганс Йонас родился в году в городе Менхенгладбах в зажиточной еврейской семье.

Его отец был владельцем текстильной фабрики. Все воспоминания детства связаны с Первой мировой войной, которая изменила весь ход школьной жизни. На занятиях древнегреческим языком он познакомился с Платоном, благодаря чему интерес переместился с событий Первой мировой войны на вопросы о существовании Бога, устройстве мира, смысле жизни, которые сочетались с интересом к религии. Первое связанное с наукой глубокое переживание он испытал, познакомившись в пятнадцать лет с трудом Э.

Йонас отмечает, что ветхозаветные пророки, с одной стороны, и этика Канта, с другой, были для него самыми значимыми духовными стимулами. В году Йонас начал изучать философию, иудаизм и историю религии во Фрейбурге у Э.

Статья посвящена анализу основных положений экологической этики немецкого мыслителя Ганса Йонаса, который с помощью новых моральных принципов вводит окружающую среду, биосферу в круг человеческого бытия. Данное положение интерпретируется в ключе телеологии и онтологической аксиологии Йонаса. Значение и актуальность учения Йонаса показывается на примерах собственно экологической этики и концепции устойчивого развития. , .

Ганс-Георг Гадамер (р) – ровесник XX века. Староконсерваторы (Х. Йонас, Р. Шпеманн) – традиционалисты, недоверчиво .. Осуждения достоин лишь тот, кто в страхе перед объемом дискурсивной работы ее твердого ядра и защитного пояса, отрицательной и положительной эвристики.

Ответственность за будущие поколения: Я хотел бы не столько заняться изучением основных тем, той главенствующей проблематикой, которую автор обозначил следующим образом: В экзистенциальном смысле наследие означает реализацию способности существования к самотрансляции, то есть к передаче самого себя с помощью традиции. В этом отношении наследие, прежде чем оно получает определенное институциональное выражение, является основополагающим антропологическим фактом.

Благодаря решительному возвращению к заброшенности сохраняется самотрансляция традиционных возможностей, хотя и не обязательно в качестве традиционных. Понятое в этом фундаментальном смысле явление наследия включает в себя два родственных друг другу, но и отличных друг от друга понятия: К ним относятся, скажем, слова: Этот простой пример, который скорее должен бы привлечь внимание моралиста, мы приводим для того, чтобы выделить и рассмотреть в их взаимосвязи три понятия, о которых мы только что говорили: Касаясь столь сложной и богатой по содержанию проблематики, философия, как мне представляется, должна была бы заняться концептуальными вопросами.

Идея трансмиссии включает в себя определенное понятие времени, которое в каком-то смысле пребывает между временем объективно измеряемого, хронологического, мира, то есть мира физика, и живым, субъективным, временем, и превосходит их. Таким образом, идея трансмиссии содержит в себе следующий парадокс: Таким образом, живое время субъекта и универсальное время объективно существующих вещей оказываются неразрывно связанными.

Понятие поколения вызывает у нас живой интерес, но одновременно оно оказывается трудным для восприятия, поскольку исток его лежит в области биологии, но само оно не является собственно биологическим. Кант прекрасно показывает значение этого понятия, возникающего на грани между имманентной телеологией природы, готовящей человека к социальному бытию, и этико-политическими задачами, встающими перед формирующимся гражданским обществом:

Этика покаяния, ответственности, единства человечества.

Жан Грейш Ответственность за будущие поколения: Я хотел бы не столько заняться изучением основных тем, той главенствующей проблематикой, которую автор обозначил следующим образом: В центре моего внимания — тема трансмиссии и наследия, изучение которых требует междисциплинарного подхода, то есть объединения усилий социологии, юридической науки, истории и антропологии, что, с одной стороны, благоприятствует ее анализу, а с другой — ставит перед ним определенные препятствия.

сти перед будущим» (Г. Йонас) и внедрения прак- принцип «эвристики страха». Страх за гической цивилизации Ганса Йонаса // Этическая мысль. –.

В начале х годов, как правило, считалось, что врач в первую очередь несет ответственность перед пациентами, а инженер — перед работодателями. Однако в х годах, когда врачи и инженеры стали обладать значительно возросшими техническими возможностями, подобная позиция стала подвергаться сомнениям и были сформулированы аргументы в пользу того, что в первую очередь ответственность врачи и инженеры несут не перед пациентами или работодателями, а перед обществом в целом.

Поэтому в США биомедицинскими научно-исследовательскими центрами были созданы управления государственной инспекции ее оа , а при больницах организованы"этические комитеты" е сотт , куда вошли представители немедицинских специальностей. Это расширенное понятие моральной ответственности в условиях технических возможностей наиболее основательно обсуждается в работе Ханса Йонаса"Те регае о ероу: Тезис Йонаса состоит в том, что"новые типы и измерения действий предполагают и соответствующую им этику предвидения и ответственности, которая должна отвечать современным требованиям в каждом конкретном случае, с которыми ей придется столкнуться" А в какой степени позиции эвристики страха подорваны эксплуатацией средств массовой информации или в какой мере эвристикой страха может руководствоваться инженер-практик — эти вопросы, несомненно, остаются предметом споров.

Позиция Йонаса тесно связана с тезисом Жака Эллюля, разработавшего"этику господства"; Ж. Эллюль также призывает к добровольному ограничению технической мощи, но в конечном итоге опирается, скорее, на теологические, чем на деонтологические основания. Соседние файлы в папке дополнительная литература.

Ганс Йонас «Человек»

Спектр его философской мысли охватывает широкий круг проблем от практической философии в метафизической этики. Философы, оказали влияние на И. К практике принципа ответственности" ," Философское исследование и метафизическое предположение" Центральный тезис моральной философии И. Эта угроза не только физическая.

В конце ХХ века философ Ханс Йонас, один из самых заметных идеологов «Изобретательная „эвристика страха“, заменяющая.

Что такое философия техники? Стр Философские аспекты техники Хотя термин"философия техники", как показано в части первой, стали применять для обозначения специальной области гуманитарного знания сравнительно недавно, этим термином обычно обозначаются исследования, сохраняющие преемственную связь с многовековыми исследовательскими традициями, проводимыми в рамках таких известных философских дисциплин, как логика, теория познания, метафизика, нравственная и социальная, философия.

Более того, несмотря на впечатление, которое иногда создается, вследствие растущей частоты употребления термина"философия техники" в названиях статей, книг, учебных курсов и научных обществ, более точно данный термин обозначает строго ограниченную дисциплину, изучающую некий класс близких, взаимосвязанных проблем. И все же, философия техники в современном ее состоянии не представляет собой четко определенной области анализа. Напротив, ученые, работающие в данной области, часто демонстрируют резко различные цели и методы, а дискуссии, обычно относимые к сфере философии техники, охватывают множество разнородных проблем, большинство из которых традиционно рассматривалось философией.

Если в предшествующих предложениях заменить выражение"философия техники" другим —"философия науки" и внести незначительные изменения, эти предложения составят третий параграф Предисловия к классической работе Эрнста Нагеля"Те е" Структура науки, 1. То, что Нагель говорил о философии науки в начале х годов, сегодня приложимо, с соответствующими изменениями Прим. Это как бы предваряет дальнейшее рассмотрение области философского вопрошания, касающегося техники, и таким образом фиксирует наше внимание сначала на связи между философией науки и философией техники, а затем на традиционных разделах философии.

Подобным образом и философия связана с наукой посредством идей и теорий — как теорий науки то есть научных теорий , так и теорий о науке. К научным теориям относятся гелиоцентрическая астрономия представленная в вариантах Коперника, Кеплера, Галилея и др. Эти теории и связанные с ними идеи оказывают сильное влияние на наше видение естественного порядка космологию и на нас самих психологию. Они, таким образом, создают имплицитные философии — даже научные философии — так же, как философия просто означает определенное видение мира.

Именно идеи или теории о науке составляют стержень философии науки в ее первичном или эксплицитном виде. Научные теории считают, что они истинны.

Человек, жизнь и природа в экологической этике ганса йонаса

Мясников, доктор биологических наук, профессор Пензенской государственной сельскохозяйственной академии А. Монография посвящена жизни и творчеству широко известного на Западе немецко-американского философа Ганса Йонаса , труды которого, особенно по философии биологии, практически неизвестны отечественному читателю. В философской системе Г.

ван на «эвристике страха» Х. Йонаса. Применительно к тем технологиr ям, последствия развития которых непредсказуемы, Йонас определял свою позицию следующим .. Так, Ханс Георг Дедерер считает, что необходимость.

Этика ответственности в условиях техногенной цивилизации Ганса Йонаса: Как правило, наибольшее значение придается ей в кризисных ситуациях. Многоаспектность и многовекторность данного феномена есть следствие сложного характера взаимоотношений индивидов, наций, поколений. Принимая ответственность за другого или перед другим, человек осознает моральную зависимость от иного объекта ответственности , будь то другой человек или человечество вообще, природа, космос и т.

В этом заключается достоинство и бремя ответственности. век стал эпохой качественно нового осмысления целей человеческого бытия. На смену традиционной нормативной этике долга пришла этика ответственности. Переворот в осознании ответственности произошел не случайно. Бурное развитие науки и техники сделало, казалось бы, возможным представлявшееся ранее иллюзорным абсолютное господство человека над природными стихиями. Но взрыв атомной бомбы в Хиросиме обнаружил оборотную сторону этой мощи, став сигналом нависшей над человеком смертельной угрозы.

Второй глобальной катастрофой, связанной с ядерной энергией, стал Чернобыль, третья может быть последней.

Эволюция философских взглядов Ганса Йонаса

Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.

В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера.

Но в человеческой культуре страх вышел за рамки биологической функции и стал выполнять важную роль в формировании культуры и морали.

Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Действительно, становление мыслителя можно рассматривать как становление его идей в контексте собственной жизни и жизни своей страны. Йонас прожил долгую жизнь и в сложнейших перипетиях века сумел сохранить трезвость мышления и личное достоинство, оставив яркий след в мировой философии и теологии. Ганс Йонас родился в году в городе Менхенгладбах в зажиточной еврейской семье.

Его отец был владельцем текстильной фабрики. Все воспоминания детства связаны с Первой мировой войной, которая изменила весь ход школьной жизни. Еще в гимназии Йонас начал проявлять интерес к философии, иудаизму и сионизму и читать философские книги, но их подборка была случайной: На занятиях древнегреческим языком он познакомился с Платоном, благодаря чему интерес переместился с событий Первой мировой войны на вопросы о существовании Бога, устройстве мира, смысле жизни, которые сочетались с интересом к религии.

Йонас Ханс

Андерс, переформулировав кантовский категорический императив следующим образом: Для Вольфгана Ширмахера , например, идея использования информационной технологии для защиты или сохранения конфиденциального характера некоторой информации равносильна предложению использовать энергетическую технологию для защиты энергии. Например, проблема атомного оружия больше тревожит женщин.

ЙОНАС (Jonas) Ханс (, Монхенгладбах, Германия – 5 февраля Одновременно Йонас предложил понятие этической «эвристики страха».

В случае Рудольфа Бультмана это не представляется мне возможным Прежде всего, важен тот факт, что я знал его, что он был моим учителем и другом, вдохновляющим и осветившим тихим светом мою жизнь. Актуальность проблем, которые уже тридцать лет назад осознавались как критические, сегодня, несомненно, возросла. Первым условием ответственности философ считает каузальную силу деятель должен отвечать за свое действие.

Он является действительной причиной поступка и его последствий. Первоначально в данном условии отражался,. Йонас пытается избежать противоречий при решении традиционных проблем соотношения должного и сущего, долга и склонностей, целей и ценностей, бытия и блага - таких, где метафизика должна снова доказать свое значение.

Читать онлайн"Индивидуализированное общество" автора Бауман Зигмунт - - Страница 123

Учился у Гуссерля, Хайдегтера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Геттингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в эмигрировал в Великобританию, в — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В переехал в Канаду, а в — в США, где в —76 был профессором Новой школы социальных исследований Нью-Йорк , затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др. В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера.

И поэтому, отмечает Йонас, в то время как новые возможности порождают Йонас предлагает несколько худшую замену — «эвристику страха», . к которому так стремится Ганс Йонас, даже если бы таково найден.

Кризис экологический и энергетический, технологическая и экономическая экспансия, ошеломляющие достижения в биологии и медицине — обсуждение этих тем можно встретить как на страницах академических изданий, так и в средствах массовой информации. Можно сколько угодно иронизировать по поводу подобной риторики, однако избитость фраз вовсе не означает малозначительности и тем более исчерпанности стоящей за ними проблемы.

Скорее это свидетельствует о том, что понимание причин, смысла и возможных последствий глобальных кризисов требует выработки новых адекватных инструментариев. За последний век предпринималось немало попыток подобного рода в рамках биологии, кибернетики, социологии, философии техники и ряда других наук. Растет количество междисциплинарных исследований, в которых в равной мере участвует гуманистическая и технологическая мысль.

Однако акценты в совместном рассмотрении этических и технологических проблем могут быть расставлены различным образом. В частности, можно акцентировать внимание на критике современного типа рациональности с точки зрения отсутствия в ней этической составляющей — а в конечном счете именно элиминация этической составляющей из рационального дискурса является, по мнению многих авторов от Ясперса до Хюбнера, причиной — — кризисного состояния цивилизации.

Такой ход мысли, безусловно, перспективен и мы будем опираться на результаты подобных исследований , но недостаточен. Именно такого ракурса рассмотрения мы будем по преимуществу придерживаться в нашей статье, посвященной мыслителю, философия которого и является попыткой ответить на данный вопрос. Сложившаяся беспрецедентная ситуация требует пересмотра традиционных этических категорий, новой этики, нового масштаба ответственности. Категория ответственности, которая ранее не была предметом привилегированного исследования философов выходит на авансцену этической мысли.

KLAPOVUHI - NAŠA BABICA JE ZOBE IZGUBILA

Жизнь вне страха не просто возможна, а абсолютно достижима! Узнай как избавиться от страхов, кликни тут!